Удаление царапин

По статистике, более 65% всех ремонтов, совершаемых в автосервисах, приходится на удаление царапин, вмятин и сколов. Обычно кузовные работы подобного рода проводятся без демонтажа и покраски, однако встречаются и более сложные случаи. По этой причине кузовные дефекты принято классифицировать по степени повреждений лакокрасочного покрытия.

Размер царапины Стоимость
до 5 см 3 000
от 5 до 10 см 3 500
от 10 см 4 000
  • Легкие царапины, не затрагивающие слои базовой автоэмали: устраняются полировкой
  • Незначительные царапины наряду с потертостями и сколами, когда видна грунтовка или металл, однако сам сплав не поврежден: устраняются локальным ремонтом и покраской дефектной части
  • Глубокие царапины: поврежден металл, возможно незначительное изменение геометрии детали корпуса автомобиля. После восстановления исходной формы можно ограничиться локальной покраской. Однако если размер царапины или потертости приближается к 50% от всей площади детали, ее приходится полностью перекрашивать
  • Застаревшие сколы и царапины с ржавчиной. Такие дефекты зачищаются до металлической основы, на которую затем наносят антикоррозионный грунт, шпатлевку и лакокрасочное покрытие.

ЭТАП 1: ПОДГОТОВКА

Перед выполнением основных ремонтных работ выполняется предварительная очистка, промывка и сушка дефектного участка. Удаление нестойких загрязнений осуществляется шампунями, не содержащими воска или его аналогов.

ЭТАП 2: ШЛИФОВКА

Процедура проводится в хорошо вентилируемом помещении с искусственным освещением. Самые заметные царапины удаляются в 2 приема: вначале применяется крупно абразивные материалы, а затем – мелко абразивные, которые формируют оптимально ровную поверхность. С первой категорией абразивов работают с повышенной осторожностью, так как при излишнем давлении лакокрасочное покрытие быстро истирается до грунтовки. Кроме того, неумеренная степень воздействия на царапину способна привести к прижиганию лака.

Существует 2 метода шлифовки: «сухой» и «мокрый». При последнем способе поверхность регулярно смачивается водой. Используемые материалы: шлифовальная бумага с размером зерна от р2000 (начальная стадия) до р4000 (конечная обработка). Мокрая шлифовка позволяет предотвратить забивание шлифовальной бумаги пылью, что сокращает риск повреждения лакокрасочного покрытия. Но, у этого метода есть и один крупный недостаток: невозможность применения орбитально-шлифовальной машины.

Соответственно, более профессиональным методом устранения царапин является «сухая» шлифовка. Применение механизированного способа шлифовки существенно повышает продуктивность работы, особенно когда требуется шлифовка плоских поверхностей большой площади. Кроме того, использование шлифовальной бумаги с большим абразивом (р1000) в начале обработки также способствует экономии времени.

Процесс заканчивается после ликвидации всех видимых повреждений лакокрасочного покрытия. Кузов автомобиля обязательно обдувается от образовавшейся пыли, а затем специалист приступает к стадии полировки.

ЭТАП 3: АБРАЗИВНАЯ (ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ) ПОЛИРОВКА


Проводится и ручным способом, и с применением полировальной машинки. На дефектный участок наносится паста с абразивом, которая впоследствии втирается в поверхность кузова. При машинном способе втирания пасты движения должны быть крестообразными – по вертикали и горизонтали.

При всем многообразии современных полировочных паст в любом случае вначале применяются составы с грубыми частицами, затем – средне- и мелко абразивные. В конце процесса, кузова темных цветов обрабатывают безабразивными пастами, т.к. на таких поверхностях сильнее заметны дефекты лакокрасочного покрытия. Удаление царапин на автомобилях серебристых оттенков ограничивается мелкоабразивной пастой.

Естественно, что для каждой пасты необходим отдельный полировальный круг, изготавливаемый из поролона, причем жесткость кругов подбирается индивидуально, в зависимости от пасты, сложности повреждений и т.д. Неверный подбор пасты и жесткости диска чреват не только порчей инструмента, но и повреждением обрабатываемого участка. Он также не должен перегреваться, поэтому скорость вращения круга не превышает 2500 об/мин.

При снятии неровного слоя лакокрасочного покрытия кузовщик учитывает его толщину. Опытный профессионал определяет этот параметр визуально и четко рассчитывает количество необходимых проходов шлиф-машинкой.

Выбор автокосметики

Финальная и не менее важная стадия устранения дефектов – защитная полировка. Она позволяет удалить мельчайшие царапины и потертости, оставшиеся после абразивной полировки, а также создать защитный слой, предохраняющий кузов от негативных внешних воздействий. Срок «жизни» такой защиты напрямую зависит от используемой автокосметики.

Полироль на восковой основе: недолговечна, так как полностью смывается после 5-6 моек автомобиля.
Синтетические пасты (в том числе и на основе тефлона): выдерживают до 12 моек. Недостаток: высокая цена.

Практика показывает, что экономить в данном случае не стоит, поэтому лучше использовать дорогую синтетическую автокосметику от ведущих производителей. То же самое касается попыток самостоятельного решения проблем с царапинами. Устранение царапин – одна из самых сложных ремонтных операций, качественное выполнение которой под силу только профессионалам с большим опытом работы.

Защитная (неабразивная) полировка

Неабразивная полироль растирается на кузове машины мягкой тряпочкой или специальной салфеткой до образования равномерного слоя. После высыхания полироли, кузов приобретает белесый матовый оттенок. Нанесенную пасту можно располировать как машинкой, так и вручную. В первом случае для недопущения перегрева поверхности делаются перерывы, а скорость вращения полировочного диска также строго контролируется.

Выполненные работы

  • царапина на капоте